Всякий раз бывая в районе железной дороги, проезжая станции и разъезды, мы видим людей в оранжевых жилетах с большими молотками, кувалдами, лопатами и другими инструментами, названия которых нам даже не известны, а об их предназначении можно только догадываться. Кто эти люди, знает каждый: в народе их зовут кратко и ёмко - путейцами.
На этом наши знания об одной из самых массовых профессий на железной дороге заканчиваются. Остальное – дело профессионалов.
Чтобы узнать, насколько тяжёл и важен труд монтёра пути, я решила отправиться к людям, которые своими руками, прикладывая порой невероятные усилия, устраняют неполадки на железнодорожной дороге. И вот я в гостях у ребят из бригады по текущему содержанию пути и стрелочных переводов околотка №4 второго участка Невинномысской дистанции пути, возглавляет которую Игорь Владимирович Морозов. К сожалению, часть из личного состава уже отправилась на объект, и мне просто повезло – правду говорят, кто рано встаёт, тому бог даёт. Хочешь застать путейца на базе, вставай вместе с солнышком. Железнодорожники – народ ранний, работают весь световой день, частенько не считаясь с законными трудовыми часами. Больно ответственность высока, несмотря на кажущуюся внешне простоту выполняемых работ: крути, бей, бросай… На самом деле всё далеко не так. Чтобы строить и ремонтировать железные дороги, надо хорошо знать свойства грунта и балластных материалов, разбираться в способах укладки шпал и рельсов, уметь закреплять их и выполнять множество других операций.
Игорь Владимирович в должности бригадира с 5 мая 1988 года – целую жизнь! Но хорошо помнить, как всё начиналось, вот даже и дата запечатлелась. И уж для него никаких секретов в профессии давно не осталось, щедро делится он ими с молодыми коллегами. Обслуживает бригада из восьми человек участок с 1770 по 1782 километр. Всего 12 километров, скажете вы. Да нет, не всего – тут за каждым сантиметром глаз да глаз нужен. Текущее содержание пути – это целый комплекс работ: плановых и внеплановых… Устранение зазоров между рельсами, подтягивание гаек, замена пришедших в непригодность шпал, выправка ширины колеи и регулировка стрелок и ещё целый перечень того, в чём обывателю не разобраться. Всё это зимой и летом, в дождь и в снег, в зной и в холод. Иначе нельзя, иначе может произойти трагедия. Конечно, все 12 километров пешком. Тут не только выносливость, ещё и физическая сила нужна: попробуй помаши кувалдой или молотком несколько часов кряду! Поистине железные люди - как и сама дорога.
Так уж сложилось, что с детства нам внушали, что наши железные дороги - самые железные, а поезда - самые быстрые и надежные. Однако удобно устроившись в плацкартном или купейном вагоне, мы вряд ли задаёмся мыслью, почему это так. Давайте же поблагодарим этих ребят в оранжевых спецовках и всех тех, кто трудится в этой сфере на наше благо, кто старается сделать нашу поездку или путешествие наиболее комфортным, безопасным и быстрым.